С самого начала два замечания:
1. под словом "художник" и "художественный сайт" я подразумеваю тот смысл, который дается английским словом "art", обозначающий "искусство" в самом широком смысле этого слова. Т.е. музыканты, поэты, танцоры, дизайнеры, даже кулинары - это художники.
2. я имею в виду раскрутку художественного сайта: студии, человека и т.п., а вовсе раскрутку сайта, направленного на получение прибыли с их работ. Это тема совсем другого разговора, а в чем разница поясню на общеизвестном примере пиратских сайтов. Это те сайты, на которые мы ходим, разыскивая, скажем, понравившуюся песню, но при этом мы не получаем, ссылку на сайт композитора или исполнителя. В этом и разница. Я сейчас о сайтах авторов.
Так вот, продвижение художественных сайтов дело не простое.
Эта тематика является на сегодняшний день практически одной из самых сложных, и причин тому множество, в том числе и политика поисковых серверов.
Я не буду далеко ходить и приведу сразу два примера: поиск в Яндексе по запросу "Микеланджело" и поиск в Гугле.com по запросу Michelangelo.
Обратим внимание на то, что первой выскакивает Википедия, которая по большому счету не может претендовать на основной сайт, посвященный творчеству Микеланджело Буонаротти. Во-вторых, заметим, что в списке Гугла и Яндекса, чья поисковая машина теперь может заниматься поиском и в англоязычной сети, не выдается НИ ОДНОГО музея, содержащего работы великого скульптора. Высвечиваются энциклопедии и сайты, посвященные творчеству, причем сайты - любительские, а не те, что принадлежат серьезным исследовательским центрам, занимающимся творчеством Микеланджело (откройте индексную страницу микеладжело.ком и вы быстро в этом убедитесь)
Таким образом, сама политика поисковых серверов приводит к подобному положению вещей, и я лично полагаю, что это их грубая ошибка. Должен существовать список сайтов официальных организаций - музеев, научных институтов, исследовательских центров при университетах, крупнейших библиотек - у которых должен быть абсолютный приоритет для поисковых машин при выдаче поисковых запросов такого типа. И сделать это совсем не сложно, если вспомнить про возможности весовых функций. Достаточно увеличить вес этих сайтов в списке, чтобы они оказались в топе выдачи.
Однако на сегодняшний день ничего этого нет, а мы имеем что имеем.
Перечислю сложности продвижения подобных сайтов:
1. Даже в случае, если вы продвигаете Эрмитаж или Микеланджело, задача осложняется тем, что вы можете пользоваться практически только белыми методами продвижения: созданием множества ссылок, занесением в каталоги, размещением постов в блогах и социальных сетях и т.п. А эти методы в большинстве своем имеют сильно ограниченную эффективность, особенно если учесть, что вы не можете размещать сайты, сляпанные на первой попавшейся бирже по минимальной цене. Вам нужны серьезные профессиональные отзывы "по теме", которые не так просто получить. Большинство ваших читателей и почитателей, даже с восторгом отнесшихся к информации, вряд ли побегут размещать ссылки на ваши страницы у себя в блогах или на сайтах, хотя именно это-то вам бы и помогло. Вам слегка поможет "зашаривание" этих страниц через блоги социальных сетей, так что активно пользуйтесь этой возможностью.
Можно, конечно, без особых затей заняться теми же методами, что и обычно, скажем, размещая страницы и релевантные ссылки через Миралинкс или аналогичные биржи, заказывая при этом статьи у профессионалов, однако покажите мне пальцем, когда это у подобных сайтов и проектов были достаточные средства для таких раскруток?
2. Если вы раскручиваете музей, галерею или сайт отдельного художника, будьте готовы к огромным сложностям, связанным с тем, что их надо раскручивать, что называется с нуля. При этом вам почти недоступны для продвижения высокорелевантные запросы. Например по слову "музей" Эрмитаж все же откроется заведомо раньше, чем "музей Ивана Николаевича Иванова, посвященный творчеству его жены, Авдотьи Романовны". И тут либо большие деньги в раскрутку, либо... либо, конечно же, делать главный аспект на низкорелевантных запросах по имени художника или студии, жанру и эксклюзивности работ, например "подарки Чубайсу".
3. Не забывайте, что цель подобных сайтов чаще всего имеет и просветительский, и коммерческий оттенок одновременно, а они сильно противоречат друг другу. Менталитете не только бывших советских людей не позволяет совмещать высокое искусство с низменными продажами. Коммерческую сторону вопроса приходится откровенно заметать под ковер, поэтому ни рекламой, ни предложением о скидках и предпраздничных распродажах вы читателя не заманите. К тому же, подобная продукция находится в высшей ценовой категории, относится к предметам роскоши, что означает, что подавляющее большинство посетителей пришли просто посмотреть, а не купить. Если вы начнете уделять продажам слишком большое внимание, вы потеряете посетителей, и только.
Но неправильно считать, что эти посетители вам не нужны. Короля делает окружение. Если сто ваших знакомых скажут, что "эта фотостудия лучшая в Питере", сто первый придет и закажет там снимок.
Кстати, это наглядно показывает и еще одну проблему коммерческой стороны вопроса. Если на сайт с пластиковыми окнами обычно приходят покупатели пластиковых окон, то в данном случае вы должны понимать, что на несколько тысяч(!) кликов только один - покупательский. А это означает, что раскрутка должна быть более энергичной - в эти же тысячи раз.
Задача понятна? :)
Кстати, все же одно облегчение есть. Если ваш посетитель решил приобрести произведение искусства (или сходить на концерт), он наверняка будет искать "купить" или "контакты". Так что не забудьте про эти разделы и не заставляйте искать их слишком долго. Все должно быть предельно коротко и ясно, к тому же он должен иметь возможность заполнить форму запроса прямо на сайте.
И там же оставить отзыв, а как без этого?
4. Нет, это не все. Почти очевидно, что творческие группы или отдельные личности обычно не в состоянии заниматься собственным продвижением. Можете относиться к этому как хотите, но лучше сразу осознать, что во-первых, они заняты, во-вторых, они заняты, в-третьих, они опять заняты. Это означает, что ваша работа их может совершенно не интересовать. Нет, они все будут понимать, однако...
Однако это люди далекие от вопросов сео-продвижения и его специфики.
И тут вы сразу столкнетесь с еще одной существенной проблемой - авторским контролем. Вашим клиентом становится человек с высоким - по определению - художественным вкусом. Не надейтесь на то, что пройдет халявный дизайн. Или не халявный, а очень хороший. Или вообще какой бы то ни было. Каждый художник имеет свое видение мира, лучше о нем узнать сразу и не очень спорить. В конце концов, не исключено, что он прав, и лучше сделать ярко-болотный фон его сайта, а не умеренные пастельные тона. Это ваша задача - увязать этот фон с контентом, а не его. И я вполне серьезно.
Главное, что вам следует выдавить из человека - это то, как он все это видит. Лучше эскизом (большинство из них прекрасно умеет это делать и понимает, что от них хотят).
Будьте готовы к тому, что основные переделки коснутся именно дизайна. Неправильно расположенная или закругленная не под тем углом кнопочка вызовет у вашего клиента куда больше страданий, чем вылет из индекса Гугла и занесение в черные списки навсегда.
Пример хорошего дизайна с полной невозможностью сео-продвижения. И именно этот вариант вам чаще всего придется реализовывать. Обратите внимание на то, что даже название своих жанров и свою фамилию Виталий Шаповалов, как и всякий художник, предпочел сделать в графическом виде.
Запомните, что ваш клиент ничего не понимает в сео-продвижении. Но зато он понимает в искусстве, и как ни странно, он прав. Ведь он работает не для поисковых машин, а для людей. Поэтому постарайтесь совместить это и свесьте дизайн на него (только эскиз!!! Код все равно будет на вас), а вот продвижение оставьте на своей совести. В конце концов, если вы беретесь за одну из самых сложных задач, вы должны показать, что вы с ней справитесь? :)
5. Однако это лирика, а "физикой" будет проблема контента. В большинстве случаев вы получите видео- и фотоматериалы, которые придется размещать без какого-либо текста вокруг или очень скупого и однообразного текста. В то время, как поисковый робот, как знает любой из профессионалов, категорически этого не любит.
Что можно посоветовать?
Первое и главное - активно использовать эти изображения. Каждая картинка должна содержать не только подпись под ней, но и оба атрибута тега img: alt и title. Причем, там не должно быть написано "Рассвет Васи Пупкина", там должна быть самая информативная надпись, какую можно придумать "лирическая картина маслом художинка Василия Пупкина Рассвет на Волге в деревне Гадюкино".
Почему? Потому что вторая надпись отвечает запросам "картина", "масло", "художник", "лирика", "рассвет", "рассвет на Волге" (и "Волга"), "деревня", "деревня Гадюкино". И по всем этим высокочастотным запросам вы можете оказаться... нет, не в топ-выдачи ТЕКСТА, но в топ-выдаче изображений, что Яндекса, что Гугла! Оба этих сервиса постоянно развиваются, но РЕДКО используются веб-мастерами и ваша задача использовать это на всю катушку.
Проиллюстрирую сказанное:
Возможно, надпись покажется вам бредовой, но вспомните, как обычно вы сами ищите картинки в каком-нибудь Гугле "прозрачная пустота" или "осенняя чаша", "внутри чаши" - вполне нормальные поисковые запросы.
Кстати, попробуйте прогуляться на страницу, и вы убедитесь, что там еще целый ряд ссылок, которые серьезно дополняют данную подпись
Обратим внимание, что эти подписи привлекут сюда не только знатоков жанра э-ута (вы вот знаете такой?) и не только любителей творчества художника-керамиста Владимира Юделевича, чьи работы я только что использовала, но и любителей японской поэзии. Кстати, "э-ута" означает "картина-стихи", жанр это японский, так что вставки имен известнейших японских поэтов и их стихов хайку и танка - вполне разумный способ контекстной рекламы. На самой страничке упоминается, разумеется, и имя художника, и жанр, и что это керамика, японское искусство и все-такое-прочее. Почему не у каждой картинки? По той простой причине, что большинство поисковых роботов обязательно содержит упоминание о том, что "на этой страничке есть еще несколько картинок" и их содержание в Яндексе, например, часто отображается мелкими иконками. Для того, кто ищет именно изображения, этого достаточно, чтобы заинтересоваться и перейти на страничку. Что и требовалось.
Кстати, если обратили внимание, подписи в этом случае двуязычные. Это тоже часто требуется в силу специфики работы вашего клиента: искусство интернационально, если говорить высоким языком, а если говорить низменным - рынок сбыта в каждой стране мал (на тысячу кликов один настоящий посетитель в коммерческом смысле, помните?), его надо расширять.
Итак, подпись всегда должна содержать: имя художника, упоминание жанра, профессии, названия и как можно более развернутую (но короткую - это все же подпись к картине, а не аннотация к ней) характеристику работы.
Title можно загнать и в ссылки. И неважно, что это никто не видит. Главное, что это видит поисковый робот. И не забудьте, что он еще и учитывает слова, которые заключены в теге a href, и слова рядом с ним.
Еще одной серьезной проблемой будет следующая: вы не сможете окружить картину, например, соответствующими записями. Даже диск с музыкой сможете, а картину - нет. Записи будут портить дизайн, что резко осложнит вашу задачу.
Одна возможность работать с контентом у вас останется - это страница новостей. Уж она-то легко может проиндексироваться и текста там будет много, но! Проблема в том, что во-первых, новостей будет мало, настоящие работы делаются не так быстро, как строчится интернет-контент. Во-вторых, вас вот интересует Микеланджело или музейные новости о чем-то с ним связанным? Готовьтесь к тому, что это не всегда интересно посетителю. В-третьих, вам нужна индексация картин или музыки, а вовсе не новостной страницы. Так что даже на новостной странице продукция должна бросаться в глаза
В качестве примера - индексная страница сайта "Северная чернь" (это завод в Великом Устюге, производящий уникальные изделия из серебра по технологии, которая так и называется "северная чернь"):
(кстати, это не реклама :) Во всяком случае, меня о ней никто не просил.)
Таким образом, главное, что вы можете и должны сделать - это обеспечить ссылки и посещаемость сайта с других сайтов. Причем, ссылки должны стоять на разные страницы, поскольку внутренними силами это будет почти невозможно.
6. Кроме того, учтите, что ваш клиент не в состоянии заниматься собственным продвижением или даже сидением в сетях и блогах - он на самом деле занят созданием вечных ценностей человечества, лучше это понимать сразу. Если вы готовы ему помочь (всегда ведь можно просто отделаться созданием сайта), будьте готовы, что ваша задача многократно усложнится - именно вам создавать контент о нем на других сайтах. (В любом случае сам автор не годится - очень сложно расхваливать самого себя). То есть вы должны будете либо создавать его сами, либо искать того, кто может это сделать. Вам нужен искусствовед, просто любитель искусства и т.п., который сможет оставить отзывы и статьи по данной тематике, а уж их придется распространять дальше.
Кстати, большинство творческих работников нынче хотя бы свой блог имеет, так что его и его читателей грех не привлечь к задаче посещения сайта.
Многие имеют и свои галереи на различных блогах или известных системах, вроде "Пикасы" на Гугле или Яндекс-фотках.
Каллиграфия японской художницы Ёсико Ёсиды на фейсбуке
Картина талантливого современного барнаульского художника Дмитрия Октября "зимний пейзаж"
Кстати, о жанровых проблемах. Вот только что у меня промелькнуло изображение картины художника Телалима, причем эта работа маслом. Все вроде бы хорошо, однако если посмотреть на его работы, скажем на Пикасе, то станет видно, что это художник-аквалерист, да еще и работающий в довольно оригинальных жанрах:
Волшебная акварель Александра Телалима из серии "Город"
таким образом ссылка, хоть и данная по всем правилам СЕО, оказывается не совсем хорошей.
7. Кстати, я еще не говорила о технической стороне вопроса, а нужно понимать, что на этих сайтах требуется множество вещей, скажем, демонстрация роликов, галереи, случайный выбор работ (и отображение на сайте), гостевые книги, форумы, отзывы, зашаривание по разным блогам и т.д. и т.п. Причем вам придется работать в самых примитивных возможностях, поскольку любой серьезный код на и без того слабой в смысле сео-страницы сделает ее непривлекательной для робота.
В этом смысле вам придется все время работать в самых неудобных условиях для работы, что требует огромной аккуратности и терпения в смысле использования всех косвенных и побочных возможностей для привлечения поискового робота и повышения рангов страницы.
8. И да - под самый занавес скажу об еще одной проблеме. Следует помнить, что большинство художников - люди не самые богатые. Но их продукция без сомнения попадает в топ самых дорогих вещей мира, а инвестиции в предметы роскоши на сегодняшний день находятся почти в тех же условиях по прибыли, что и инвестиции в нефть. Что означает, что посредники процесса очень активно продвигают ту же тематику, только свою, а не вашу. Это ваши конкуренты, и что совсем плохо - обладающие вполне заметными финансовыми возможностями по части СЕО. Что вас может спасти? Только одно - они тоже ничего не понимают в вопросе. А сроки создания сайтов и контента на них для любого поискового робота существенны. Так что не тяните. Создавайте их быстрее. И пытайтесь сделать невозможное.
P.S. Все приведенные примеры можно считать рекламой, однако никто из авторов меня о ней не просил, так что я даю ее на добровольных началах, благо прекрасно понимаю, что такое ссылка в каждом из этих случаев. Да и мой сайт на "народе", сами понимаете...
возврат на начальную страницу СЕО-продвижения